Как стать чемпионом. Часть 2,
или ещё немного о препятствиях прогресса в кайте
Каждый, кто становится на доску, хочет довести свое катание до совершенства. Если вы и не собираетесь претендовать на звание чемпиона мира, то уж круто кататься хотелось бы всяко. А чем больше ваш прогресс, тем больше специфических травм и проблем выходит на поверхность. Если вы еще ничего не растягивали и не сворачивали, значит вы еще просто в начале пути. Впрочем, если знать, что делать, многих специфических проблем можно и избежать. Об этом и многом другом в продолжении предыдущей статьи.
Алексей Кашин, заслуженный тренер России, тренер чемпиона мира по кайтбордингу Петра Тюшкевича
Катание без травм
Итак, одна из главных причин, задерживающих прогресс катания — это травмы. Многие скажут, что это дело случая, спорт всё же экстримальный, условия не самые простые, да и на кайте написано (на Кабрине уж точно какое-то время назад можно было прочесть соответствующее предупреждение) что катание может привести к смерти или увечьям. Ну и что тут разъяснять? Однако мой тренерский опыт говорит обратное — большинство травм можно предсказать. Безусловно есть и неожиданности: например вылетела нога из петли или догнала на приземлении потерянная в прыжке доска. Cогласен. Однако, травмы коленей, поясницы, локтей и шеи — это почти всегда недоработка на берегу. У нас с Петей Тюшкевичем даже поговорка сложилась: «безопасность на воде куётся на берегу».
Причина этих характерных кайтерских увечий — короткая рабочая амплитуда мышцы, гипертонус отдельных мышц или их участков, а так же привычное неправильное расположение частей тела относительно друг друга. Подробнее об этом можно почитать в книжке Томаса Майерса «Анатомические поезда” — http://webfile.ru/5027110. Пролистав ее, вы поймете, насколько у нас в теле всё взаимосвязано. Cделать структуру мышцы однородной можно с помощью упражнений на растягивание. Но в том, чтобы просто тянуться как попало мало пользы. Необходимо учитывать расположение частей тела друг относительно друга и соответственно укреплять их, закачивая их, как с собственным весом, так и в тренажёрном зале.
Особое внимание в кайте необходимо обращать на работу ног. Первое что надо сделать чтобы сохранить колени — это растянуть голеностоп, растянуть мышцы передней и задней поверхности бедра, чтобы нагрузка на коленные связки была равномерной. Важно разработать тазобедренные суставы, для компенсации неожиданной нагрузки на приземлении. Кроме того, нужна способность глубоко приседать с прямой спиной, чтоб увести нагрузку при жёстких приземлениях с позвоночника. При хорошо работающих ногах, резко снизится травматизм поясницы. Для того, чтобы срабатывали при резких рывках локти, нужно иметь растянутые боковые поверхности тела. Ну и, наконец, не забывайте про шею, поскольку она является продолжением грудного отдела. Закачивать её при неправильном положении не имеет смысла, потому что рывковые нагрузки бывают очень мощными. Наверное, каждый это испытывал на себе.
Всё это сложно описывать, но достаточно просто показать и объяснить. Поэтому я и решил устраивать семинары (ближайшие из них состоятся в Питере, Москве, и Екатеринбурге), где можно наглядно объяснять и показывать нюансы тренировок. Впрочем, если вы найдете толкового тренера по кайту и покажите ему эту статью, возможно он может вам подсказать, какие именно упражнения делать, сколько именно и в какой последовательности. Главное, схематично их зарисовать, чтобы полученная информация не вылетела из головы после первой каталки.
Проблемы из головы
Однако, ни супер-растяжка, ни хорошее катание, ни даже зверское здоровье не сделают вас чемпионом, если в голове у вас туман и беспорядок. Как и в физической подготовке тут есть несколько моментов. Часть из них мы разобрали в первой статье, есть о чем поговорить и в этой.
Итак, проблема номер один для кайтеров — это вспыльчивость, гнев, ненависть к дурацкой матчасти (у чемпионов она явно какая-то другая). Кроме того, можно злиться на ветер, холодную воду, мерзкий российский климат и прочую ерунду. Все это выводит райдера из ровного состояния, что ведёт к потере точности и контроля при движениях. Начинаешь стремиться кому-то что-то доказать. Ещё хуже, если это выливается на судей или товарищей. В этом случае, даже неплохо подготовившись, можно не дойти до победы и испортить себе репутацию на следующие разы.
Обратная сторона той же медали — огорчение, малодушие и нетерпеливость. Вечное недовольство всем отнимает силы и не даёт выложится на тренировке. А иногда оно выливается в то, что райдер не может собраться в течении длительного времени. В результате, вроде всё у вас нормально, а нет ни сил, ни результата.
Следующее препядствие на пути к пьедесталу известно всем. Ее величество лень! Именно лень на тренировке, поспешность, когда хочется всего и сразу и уже вчера, небрежное выполнение элементов (будь это трюки или вэйврайдинг) излишний сон, болтовня вместо работы, неуважительное отношение к оборудованию, отчаяние, что уже ничего не получится и даже ожесточённая работа один раз в месяц, но зато 12 часов к ряду – это первый признак того, что крутое катание отдаляется от вас с каждым днем. Будите продолжать в том же духе, вас ожидает долгий застой или очень медленное продвижение. Бороться с этим просто. Заметили тенденцию, отследили, начали что-то менять без лишнего самоедства.
В общам, райдеры, следите за состоянием и обращайте внимание на то, что происходит в вашей тренировке. Даже если вы ленитесь и больше говорите чем делаете, это еще не делает вас плохим кайтером. Это просто показатель того, что что то надо менять. О том, как это сделать, читайте в следующей статье…