Настройка и регулировка стоячего такелажа

Многократный чемпион Бен Холл подчеркивает важность согласованной правильной настройки мачты и парусов при гонках на яхтах с дробным вооружением.

(Перевод Павленко Александра из книги North Sails` guide to sail trimming, rig tuning and crew work. ) 

Настройка дробного вооружения

Дробное вооружение, разумеется, не представляет из себя ничего нового и новаторского. Факт, что еще пять лет назад, этот тип вооружения был признан старомодным и устарелым как для гоночных, так и для круизных яхт. Возрождение началось с четвертьтонного класса, и с того, как вырос успех применения дробного вооружения в малых классах яхт, некоторые дизайнеры начали эксперимент успешно и в полутоном классе, трехчетвертитонном и даже в тонном классах. В 1979 , почти каждый уровневый чемпионат мира был выигран яхтами с дробным вооружением. И это распространилось вплоть до двухтонных классов.
Причин для такой популярности много. По одной из них, много из действующих правил обмера поощряли конструкторов к применению дробного вооружения с целью извлечения более эффективной площади парусов и использования обмерных преимуществ грота по отношению к передним парусам. В дополнение, современные мачты, предназначенные ,для дробного вооружения достаточно гибкие и предлагают более широкий спектр по контролю вооружения по сравнению с топовым вооружением. Кроме того, так как современные тенденции в проектировании имеют тенденцию к проектированию корпусов все меньшего водоизмещения, которые по управлению больше напоминают динги нежели водоизмещающие яхты, вооружение которое по образному выражению позволяет быстро переключать передачи, становиться важным. Эта особенность дробного вооружения, при правильном проектировании, дает гибкую возможность усилить или разгрузить вооружение очень легкo, делая это возможным для настройки под различные ветровые и волновые условия и позволяя держать яхту в балансе без снижения площади парусности. Несколько дополнительных факторов также направляют обратиться к дробному вооружению даже более чем правила обмера и достоинства по настройке и контролю. Многими равно как гонщиками, так и круизерами на уровневых яхтах выбран этот тип вооружения по причине простоты, более низкой стоимости и легкости в управлении. Количество парусов может быть ощутимо снижено в связи с уменьшением зависимости от передних парусов как основного источника тяги. Грот на дробном вооружении в основном достаточно эффективный парус, и в большинстве случаев он может быть единственным парусом который необходим для плаваний с недостатком рабочих рук или при маневрах в загруженных местах стоянок. Для сравнения, топовая IOR яхта с минимальным гротом в редких случаях может идти под одним гротом.
Стоимость парусного гардероба при дробном вооружении также меньше, так как это связано с площадью передних парусов. Еще одно достоинство в меньшей площади переднего паруса, как для гонщика, так и для круизера это уменьшение работы с передними парусами и в смене их при изменении ветровых условий, а также снижение работы команды направленной на смену, настройку и управление этими парусами. Некоторые яхтсмены используют аналогию с BMW в подчеркивании достоинств дробного вооружения: Вы управляете этим, а не оно Вами. В основном это верно, за некоторыми исключениями, которые мы рассмотрим далее.
Получение основных преимуществ дробного вооружения и комбинации корпус, мачта, паруса требует понимания основных принципов настройки мачты.
Совсем недостаточно быть способным становить мачту отцентровано относительно лодки, вы должны понимать влияние изгиба мачты на желаемую форму парусов, а также наклон мачты и влияние на управляемость, связь натяжения штага с формой генуи, эффект загиба верхушки мачты на натяжение шкаторин, установку степса мачты и многих других взаимосвязей между рангоутом и парусами. В связи с тем, что существует много различных вариаций дробного вооружения, мы рассмотрим наиболее два распространенных типа и проанализируем их отдельно.

Мачта с одной парой краспиц и без бакштагов.

Этот вариант ставший популярным благодаря J24 сейчас применяется на многих уровневых яхтах благодаря своей простоте. Большинство яхт используют эту систему, имея угол разворота краспиц 15-20 градусов. Имейте в виду, что краспицы должны быть закреплены, а не вращаться. Разумеется, небольшая свобода в колебании должна быть, для возможности различного наклона мачты и компенсации различных неточностей при изготовлении.
Поперечная система крепления мачты состоит из пары верхних вант закрепленных немного выше штага и пары нижних (основных) вант. Обе пары вант внизу закрепляются на общих вант-путенсах установленных со смещением назад от мачты, под кончик краспицы. В теории, эта система фиксирует центр мачты при закрепленных краспицах и создает продольный изгиб мачты вперед, ограничиваемый от избыточного изгиба направленными в корму нижними вантами. Также, краспицы дают мачте дополнительно нагрузку для изгиба и вызывают необходимость применения бакштагов. Правильно настроенный, этот тип вооружения несет в себе присущую ему недостаточность натяжения штага, когда не применяются бакштаги, но большинство парусных мастеров решают эту проблему путем специального раскроя передней шкаторины компенсирующей недостаточное натяжение штага. Когда гоняешься на монотипе или просто в круизном плавании, этот фактор не имеет такого стратегического значения. Простота вооружения дает больше преимущества по отношению к этим небольшим недостаткам.

Настройка вооружения критична для достижения правильного контроля изгиба мачты, натяжения штага, и контроля формы парусов. Начиная настройку, установите длину штага чтобы добиться желаемого наклона мачты (он различен для различных типов яхт). Если вы не уверены, что есть правильный наклон мачты для вашего типа яхты проконсультируйтесь с лидерами флота или парусным мастером. Если мачта опирается на киль, то установите ее в пяртнерсе так, чтобы она не упиралась в передний край пяртнерса и закрепите ее впереди и сзади. Передний упор позволяет уменьшить провисание штага без излишнего изгибания мачты. Если понадобиться более уплостить грот в нижней части, то оставьте 3\4 или дюйм зазора между ограничителями, что позволит мачте изгибаться вперед, когда нагружен ахтерштаг.
С мачтой, правильно выставленной и раскрепленной в палубе, необходимо выверить ее правильное вертикальное положение, для этого используйте фал генуи и рулетку и проверьте расстояние до каждого вантпутенса с разных бортов затем выровняйте ее, используя ванты. Натяните верхние ванты, насколько возможно применяя только закручивание руками. Проверьте на глаз прямизну мачты. Подкорректируйте ее нижними вантами, если это необходимо.
Следующий шаг — это натяжение ахтерштага до максимальной нагрузки. Затем вернитесь снова к верхним вантам и натяните их чуть больше чем от руки. Затем от руки затяните нижние ванты. Ослабьте ахтерштаг и вы получите то что обычно называется предварительным изгибом так как максимальное натяжение верхних вант создает силу в краспицах слегка изгибающую мачту вперед. На J 24, J30 , 2-3 дюйма предизгиба вполне достаточно. Выйдя под парусами, загните мачту для проверки формы грота натягивая ахтерштаг. Это будет ослаблять верхние, и натягивать нижние ванты так словно вы ее изгибаете краспицами. Правильное натяжение верхней ванты не позволит также мачте прогибаться вбок. Небольшой предизгиб позволит также устранить провисание штага.
Так как это все вызывает повышенную нагрузку на концы краспиц и прочие детали мачты, будьте уверены в надежности их изготовления и крепления.

Мачта с одной или двумя парами краспиц и бакштагами.

Этот тип вооружения стал очень популярен в соревнованиях высшего уровня ,таких как четвертьтонный , полутонный и однотонные кубки. Причина этому возможность контроля мачты в широком диапазоне а также в точном контроле за натяжением штага.
Настройка этого вооружения на самом деле достаточно проста. Снова, сначала выставляется длина штага для создания необходимого наклона мачты. Также примените, если необходимо упоры для раскрепления мачты относительно корпуса. Отцентруйте нижними вантами необходимую прямизну мачты и затем достаточно сильно затяните обе ванты. Затем тоже проделайте и со средними вантами затянув усилием рук. И тоже самое проделайте и с верхними вантами.

Очень важно понимать, что настройка у причала это только половина работы. Планируйте завершить настройку, потратив на это еще до часа плавания при силе ветра 12-15 узлов. При таких условиях вы обычно можете идти под полной парусностью. Это позволяет вам полностью нагрузить вооружение и проверить ваши настройки у причала.
Однозначно, что точная центровка относительно бортов необходима. Пройдите на яхте обоими галсами и проверите мачту на все возможные отклонения и изгибы. Очень часто получается некоторая разница на разных галсах. Устраните это, используя только ненагруженные в этот момент талрепы, сделайте небольшие изменения, вращая талрепы на один или два оборота и затем проверте результат. Вы будете удивлены, как порой эти небольшие усилия влияют на настройку мачты и яхты на ход. Многие «эксперты» причальной настройки часто только в гонке или после нее осознают, что их мачта была безнадежно ненастроена для ветровых условий.
Далее, с мачтой также взаимодействуют бакштаги и ахтерштаг. Пройдитесь в средний ветер в лавировку. Максимальное натяжение должно быть приложено к бакштагу, чтобы снизить провисание штага. При такой нагрузке, ахтерштаг будет почти ослаблен. Далее он должен быть настроен для оптимальной формы грота. При порывистом ветре чуть больший изгиб мачты желателен для большего уплощения грота. При беспорядочном волнении и ветре от легкого до среднего ослабленный ахтерштаг более полезен для придания большего пуза гроту и увеличения тяги. Ослабление натяжения бакштага также полезно с целью увеличения профиля генуи и создания большей силы тяги через волнение. Эти два принципа очень важны для получения полной отдачи при такой конструкции вооружения. Дополнительный средний бакштаг и внутренний штаг так же могут помочь улучшить контроль за вооружением. Когда все используется правильно, вы получаете невероятный контроль над вооружением и возможность настроить его под широкий диапазон волновых и ветровых условий. По этой причине яхты принимающие участие в соревнованиях высшего уровня используют этот тип вооружения. Этот тип вооружения требует постоянного внимания и имеет сложность в настроечном процессе, но для тех, кто терпелив и готов справиться со всеми условиями, это видимо единственный путь для достижения своей цели.

Перейти к верхней панели

Copyright © 2024. Powered by WordPress & Romangie Theme.