Интервью с Мартином Эрвином EST-202
В Польшу на Allegro Cup и на Чемпионат Европы по Формуле Виндсерфинг россияне не выбрались. Поэтому нашему корреспонденту RUS-12 пришлось повыспрашивать о прошедшем Мартина Эрвина EST-202. Разговор получился не только о прошедших мероприятиях.
Я познакомился с Мартином в Финляндии этим летом и конечно всех нас приехавших россиян Мартин сразил наповал доброжелательностью и желанием подсказать и помочь, как ходить быстрее. Мартин совершенно спокойно отвлекся от вооружения своего паруса и пришел глянуть как настроен мой, хотя до старта оставалось меньше 15 минут.
Вот несколько советов от Мартина Эрвина: «не нервничай, занимайся своими делами, у Росса Вильямса когда он едет даже глаза не шевелятся», «больше ходи на воду чтобы получить самоуверенность», «советы по настройке оборудования — все равно что попросить Шумахера настроить твою машину. Это будут настройки для Микаэля Шумахера, а не для тебя. Пробуй больше сам и сам сравнивай».
После Аллегро Кап в Лебе и Чемпионата Европы в Сопоте Мартин занимает 11ую строчку в мировом рейтинге Формулы Виндсерфинг. Сразу после Стива Аллена.
RUS-12 — Я посмотрел результаты и на Аллегро ты был 18м а в Сопоте 8ой, почему так получилось, ты разминался на Аллегро или там были сильнее соперники?
Martin — Вообще сильнее там было, но не соперники, а ветер был сильнее. Мы как раз сделали свой новый плавник, если слышал, Z называется, но не успели на сильный ветер его сделать, у нас были на средний и слабый ветер. А этот день один был, с сильным ветром, и я мучился там и были плохие приходы, а так на Аллегро средний и слабый ветер был и я там даже 2м был в одной гонке. Так что скорость у меня хорошая, но так сложилось. А в Сопоте были слабые ветра, плавник работал, и там проблем не было.
RUS-12 — Но все равно в Сопоте ты получился 8ой. Что у первых получается лучше? Что не получилось у тебя?
Martin — Да, это хороший вопрос. Старты были у меня хорошие, на первом знаке я три раза был первым(!), почти все старты я в тройке был. И что у них лучше — лучше downwind. Я хотел в 10ку попасть и я оставлял резерв, а они делали раньше повороты [при повороте на нижний знак — прим. RUS12] так два места там уходило вот в этот момент. А так я скажу, что вверх в лавировку я даже быстрее ходил.
RUS-12 — Сразу вопрос, а сколько времени ты проводишь на воде, как часто ты тренируешься?
Martin — У нас в Таллинне очень хорошие возможности. Пирита [Олимпийский центр парусного спорта в Таллинне — прим. RUS -12 ]находится в 5 минутах от центра города, там можно весь инвентарь хранить, и можно в пиджаке прийти и через 20 минут от центра города и ты на воде, все вооружил и мы ходим каждый день. Когда ветер есть. Когда штиль, то в теннис играем или бегаем, что-то делаем . Короче тренируемся много.
RUS-12 — Как команда Эстонии в целом выступила в Сопоте? Как ты это выступление оцениваешь?
Martin — В обще-то хорошо. Просто некоторые ребята мало ходили на соревнования. Я им как раз говорил. Я- то в этом году много был, в Испании и в других местах, и получил самоуверенность. А им этого не хватило. А на стартах там очень мало места и времени, так что им этого не хватило. Но скорость у них тоже хорошая.
RUS-12 — Т.е. можно сказать так, что команда Эстонии хорошо выступает в первую очередь, потому что много вместе тренируется?
Martin — Да. Мы как раз сделали эти плавники, у нас очень хороший мастер есть. И это собрало нас. Мы тестируем их. И организованно ходим все вместе, это не так что каждый в свое время, а все вместе там. Мы анализируем пишем, что, как, какой плавник как работает, мы почти что как на работу уже ходим… Это много дает. И самое главное, что анализ есть после тренировок.
RUS-12 — Получается, что вы все в принципе где-то работаете и это [виндсерфинг] хобби?
Martin — Да, это хобби, это у нас уже так с детства. Я в Санкт-Петербурге первый раз выиграл. Наверно в юниорах уже был Чемпионом Союза. И в сборной. Так что давно мы уже заболели… RUS-12 — Ну, скажем про тебя я понимаю: ты тренировался и вырос еще когда существовал советский спорт, а откуда взялись молодые спортсмены, такие как Джон [John Kaju EST-24]. Потом есть парень, тоже очень хорошо гоняется — — да-да, на олимпийской доске он ходит, Йоханнес [Ahun Johannes EST-99]. — откуда они появились, на чем они тренировались сперва, мог бы ты об этом рассказать?
Martin — Я думаю так, что они появились… ну, многие приходят на Пирита, видят как другие ходят и это энтузиазм, они один раз — два раза пришли, посмотрели, когда они видят как мы прыгаем, летаем там на море, им тоже хочется, и они тоже этим заболели. Они видят как нам это нравится и это конечно важный момент, хотя есть, конечно, и другие варианты.
RUS-12 — А как, они пришли сразу на Формулу или они тренировались на чем-то другом?
Martin — Нет, они тренировались на чем-то другом, все началось с фанборда, на сильный ветер, там прыгали-ходили, но соревноваться же хочется. А Формула — это самые большие возможности на воде быть и они тоже тогда подключились.
RUS-12 — Такой вопрос — ты говорил, что вы много тренируетесь, собираетесь вместе на воде. Вам это кто-то организует или вы сами для себя это организуете?
Martin — У нас на каждой дисциплине есть специальный человек, который помогает. На Формуле один, на слаломе — другой. Он пишет всем е-мейлы, что например сегодня тренировка в 12 часов, что будет катер, будут знаки. Приезжают люди, с каждого скажем по 2 евро на бензин и так мы делаем. Старты он дает и плюс тот кто плавники делает — Херки [Herki Zupping EST-25]- он на месте всегда. Принесет новые плавники, мы тестируем, потом ему говорим, что мы чувствовали, меняем их и вот так у нас и выходит. Как раз в этом году так пошло. И сразу заметно стало.
RUS-12 — А катер, чей это катер?
Martin — У нас 2 катера, один личный. Другой от школы, где наши помещения. Там, на Пирита, у них тоже спрашиваем.
— Парусная школа там?
Martin — Да, парусная школа для детей. Плюс у нас есть еще спасательная служба, и у них мы тоже спрашиваем иногда.
— И они дают??!
Martin — Ну да они дают, мы им на бензин принесем и они сами помогают иногда.
RUS-12 — Нам тоже ведь интересно как организовать так и очень опыт полезен. Скажи пожалуйста, были ли похожи условия которые у тебя в Эстонии на то, что ты встретил в Сопоте и на Аллегро Кап?
Martin — Похожи, да, но в Лебе там побольше ветра и побольше волны, а в Сопоте как раз больше похоже на Эстонию. Ветра более похожие. И волна поменьше чем в Лебе, так что нам подходило это.
RUS-12 — Готов ли ты был физически? Твоя физическая кондиция после тренировок летних здесь [в Таллинне]. Считаешь ли ты ее подходящей или что-то нужно еще с ней делать?
Martin — Физически было так скажем — нормально. Морально больше был не готов. Ходил там с ними вместе — Стиви Аллен, Гонзало, там такие имена, что надо чуть-чуть привыкать, что быстрее их едешь в некоторых ситуациях. И очень все быстро, привыкнуть к этому надо.
RUS-12 — А что вы делаете зимой. Как вы тренируетесь зимой? Ходите ли вы в зал?
Martin — Я вообще спорт люблю и в теннис играю много, баскетбол и хожу утром бегать. Ну и конечно много ходим в лагере в Египте. Так собираемся, по моему один раз 150 эстонцев было, самолетами летаем туда, все вооружение берем с собой три недели например в Дахабе, очень нам нравится это место и там катера — тренера, с собой. Даже какие-то соревнования, один раз у нас был Чемпионат Эстонии по слалому в Дахабе. Плюс взяли с собой, кто фильм нам делает. Каждый день мы снимали, вечером смотрели, делали анализ, учились, потом комментировали, кто научился, кто плохо, кто хорошо. Это очень влияет.
RUS-12 — Вопрос по оборудованию. Появились новые доски Exoset и Gaastra, как ты оцениваешь их? Для кого они подходят больше, для кого меньше, для высоких — толстых…
Martin — Я сам хожу на Старборде, но в курсе Гаастры. На Гаастре едет Стиви Аллен. Он почти все соревнования выиграл в этом году. Туда хорошо подходит плавник Каши 70. Или новый эстонский Z, тоже 70 см. Сам я хожу на Старборде и использую плавник 72 отрезанный. Он чуть-чуть по площади побольше. Но с Гаастрой легче чуть-чуть ходить в сильный ветер. Она хорошая доска. Ничего плохо у нее нет. Даунвинд хорошо на ней ходить.
RUS-12 — А вот эта красивая черная Экзосет? Гонзало на ней выступает.
Martin — Не очень многие на ней ходят. Я думаю, он ходит на ней, потому что ему зарплату платят, а Стиви сам себе купил доску, а это о чем-то говорит. Я думаю разница есть. Так что если бы был выбор, я бы брал Гаастру или Старборд. Мне самому Старборд больше нравится, но Гаастра тоже хорошая.
RUS-12 — И по поводу оборудования я еще хотел бы спросить: что появилось нового в этом году в парусах, плавниках? Или все по старому?
Martin — Для меня новое — это плавник. Конечно, у первых такой плавник [Каши] давно уже был и я этот плавник в этом году получил и это очень хорошо влияло и я понял, как много от плавника зависит и я очень много над этим работал и имею очень много информации, и могу другим подсказать, что и как, тем кто еще ищет. Самое первое — посмотреть с чем ходят первые ребята, кто выигрывает соревнования. И если найти такую же [как у тебя] доску, то сразу видно что там самое быстрое, на чем выигрываются соревнования. Это самое первое, надо следить за этим и потом надо думать что себе покупать.
RUS-12 — Но я хотел бы вот о чем спросить — оборудование, это как кресло от Шумахера. Может быть, если AUS-0 выигрывает на Гаастре, это не значит, что и RUS-12 будет выигрывать на Гаастре. Есть ли зависимость маленький гонщик — большой гонщик?
Martin — Вобще-то есть. Для начала длина плавника, вернее, площадь плавника. Скажем, я на 72 отрезанном хожу, а у меня друг, который на 10 кг легче, он использует такой же плавник, но 70 см, и у него площадь чуть-чуть меньше. Паруса поменьше. Т.е. если 75 кг, то уже вообще не нужен большой парус [12 кв.м.] если только на очень слабый ветер, 11ый уже достаточно. По доскам — тоже, как раз для легких лучше Гаастра, легче ходить, лучше контроль и лучше скорость.
RUS-12 — У меня вопросы в принципе закончились, но хочется все-таки узнать, может быть есть какой-то секрет, как ездить быстрее, но не ходить на тренировки, Мартин, раскрой!
Martin — Такого нету (смеется). Часы на воде — это первое, с кем тренируешься и как — и все само придет. Это точно, это факт, больше ходишь — хуже не будет, только лучше.
RUS-12 — Спасибо тебе огромное, успехов!
Martin — Хочу сказать — спасибо за такие связи. Надеемся, что это только начало. Будем связываться и гоняться вместе. Увидимся в Таллинне на Нейл Прайд Балтик Кап.