ССТ или Starboard? Кто кого?

Столь популярный в отечественных водоемах «национальный класс виндсерфинга» имеет своего собрата в мире. Это довольно похожий класс Formula Experience 160.

К ограничениям класса относятся: монотипный корпус доски, монотипные плавники из списка, гик только алюминевый, мачта не более 75% карбона и четыре возможных паруса – 7.5, 8.5, 9.7 и 11 метров, из которых на соревнования можно заявить только два. Идеи ограничений идут от тех же предпосылок, что и у нас – сделать участие в соревнованиях более доступным, ограничив «гонку вооружений» и траты на высокотехнологическую матчасть. Тут не всегда понятно, как соблюсти баланс ограничений, что бы матчасть оставалась достаточно интересной для гонок. Ведь «дешевизна» такого комплекта все равно достаточно условна. То есть, при формировании цены надо учитывать, какую сумму будут готовы отдать потенциальные покупатели, что бы реализовать свое желание кататься.
Если в нашей стране абсолютно очевидно, что политика «национального класса» привела к беспрецедентной массовости виндсерфинг-гонок, то с западным аналогом не все так просто. В Европе, гонки в классе FE практикуются только во Франции. Да и то, скорее всего потому, что один из омологированных корпусов FE делает BIC. Хотя главные соревнования Европы проходят в Португалии и Испании, но самих участников из этих стран не так уж много.
Наиболее популярным FE стал в небогатых странах Южной Америки: Чили, Перу, Бразилия, а так же в Мексике и США.
В этих странах проходит до 50-ти этапов в год, в некоторых участвуют сотни гонщиков. За пять последних лет, количество любителей FE выросло в сотни раз. В многом благодаря компании Starboard, которая все эти годы поддерживала национальные ассоциации и помогала организовать систему гонок.

Я бы не сказал, что это была финансовая помощь, скорее организационная. Но сейчас можно сказать, что Formula Experience вполне успешный проект и приносит неплохую прибыль.

Недавно, в борьбе за рынок FE, компания Starboard перешла к более активным действиям и объявила, что с 2012 года только её корпуса будут омологированы для гонок в этом классе. То есть, компания BIC активно выдавливается с этого рынка.

В прошлом и этом году эмиссары Старборда исследовали и российский рынок на предмет замещения Practical Concept 160 компании ССТ на Formula Experience 160. Боюсь, что в наших водах им это не удастся, особенно после того, как ССТ сделала новый корпус национального класса и гонки перешли на другой уровень.

На то есть несколько причин. Первая заключается в том, что комплект ССТ значительно дешевле. Компания Старборд могла бы, конечно снизить цены до себестоимости и ниже, но транспортные расходы и таможенные пошлины все равно придется платить.
Вторая заключается в том, что отличия в мореходных качествах монотипной доски нивелируются тем, что все в равных условиях и доски у всех одинаковые. Незначительные улучшения мореходных качеств у всех сразу не внесут в гонки улучшений.
И третья, самая главная причина в том, что компания ССТ плотно интегрирована во все аспекты отечественного национального класса виндсерфинга, от гоночного процесса до организационных.

Однако расслабляться компании ССТ не следует. За спиной стоит монстр, который легко займет нишу, стоит только ненадолго опустить руки и убрать локти. Без мыла и вазелина влезет, как это произошло с детским национальным классом. Ведь FE зарегистрирован, как класс ISAF, а НК – нет.

P.S. Кстати, по поводу национальных классов, которые становятся мировыми. В свое время в штатах был такой класс Алоха, который по факту стал национальным детским классом. С появлением Т293, Алоха постепенно испарилась и ассоциация класса распалась, не в силах сопротивляться давлению ISAF. Прошло какое-то небольшое время и люди поняли, что Т293 это дорого, плохо и неудобно для массового потребителя. Так уж устроены эти демократические страны — не верят авторитетным организациям и берегут свою свободу от них. Так класс возродился в новом качестве Kona One Design. Буквально в том же 2006 году, когда почил класс Алоха. Сейчас соревнования в классе Kona One Design проходят не только в штатах, но и в Австралии и северной Европе. Это говорит о том, что успешный класс у них там нельзя просто так взять и отменить — он все равно оживет.

Вот вам сюжет про первый день чемпионата Мира в классе Kona One Design, который проходит сейчас в Маями.

ССТ или Starboard? Кто кого?: Один комментарий

  1. Тут часто говорят, что новая доска SST для нацкласса отличается от старой в лучшую сторону. Но никто не говорит в чем отличия. Сдается мне,что это похоже на рекламу.

Добавить комментарий