Вы не поверите, но у Чупера в чиллауте иной раз происходят знатные баталии. Никому нет пощады и даже гуру иной раз получает по сусалам от университетской профессуры за незнание гидро и аэро динамики. (А кто ж ее знает? =)) Давеча зашла речь о пердозе (это, когда райдеру ветра много). И что вы думаете? Ага, никто из пишуших не в курсе, что и как делать. А кто знает, молчит в тряпочку, прикопав знания на черный день — вот ведь сучкИ.
Больше всего мне поравился коментарий азника. Он предлагает испортить все настройки паруса и медитировать до тех пор пока дух не окрепнет сильнее стихии. А ведь в чем-то прав, за пару дней ветер выдохнется и можно будет продолжать лайт-винд вертухайчики.
Но я, как борец за правду и хранитель исподнего великих виндсерферов, взялся написать руководство для тех, кто все же желает выйти в море, когда ветра больше, чем вы привыкли. Или же для тех, кого подобная ситуация застала врасплох и не на берегу.
Итак, передозит, будь оно не ладно…
Кажется, надо взять все поменьше, и доску, и парус, и плавник. А вот райдера хочется взять побольше =))
Но, не все так однозначно, как кажется. Маленький гоночный парус будет тянуть все же сильнее, чем вейвовый, больший на 0.5-1.0 м. Маленькая фристайловая доска будет менее контролируема, чем вейвовая… и так далее. Вывод: вейвовая матчасть больше подходит для передоза. Кстати, это касается и плавника: сильно загнутый назад плавник в сильный ветер лучше контролируется, чем вертикальный, пусть и меньшей площади.
Переходим к настройке матчасти. Парус надо настроить под сильный ветер. Паруса и мачты бывают разные, поэтому общий принцип предложить трудно, но наблюдение за теми, кто собрался в передоз, показывает, что большинство со страху просто портит настройку и парус перестает работать.
Ошибка номер раз: добить со всей дури по гику. В итоге задняя шкаторина становится дубовой, не работает, с нее срывается поток. Так как исчезает крутка на парусе, то на топе образуется циклический вихрь. Парус невозможно закрыть, а если получается, то начинает выворачивать так, что приходится его от себя отталкивать, а не тянуть. Если это происходит – вы настроили парус неверно. В первую очередь современные паруса нужно добивать по мачте. Добивать так, что бы верхушка превращалась в свободный флюгер и актуальная площадь паруса сокращалась. По идее в передоз верхушка паруса должна быть параллельна ветру. Это избавит от топового вихря и уменьшит срыв воздуха с задней шкаторины. Что же делать с гиком? Ну, например, паруса NorthSails нужно в передоз добивать в -1, то есть делать даже короче паруса. А почему? Да потому, что мы и так перебили по мачте и практически лишили парус рабочего пуза. Нам нужно это пузо форсировать. Нам нужен рабочий парус, а не фанерный лист. «Фанера» не дает вам увалиться. А уваливание под ветер в передоз ваш главный инструмент борьбы со стихией. Не говоря уж о том, что поворот джайб поедает меньше сил, чем мокрый старт.
Да, кстати, если вы правильно настроили парус, то стремление переставить трапеционные лини назад по гику не должно возникать. Скорее уж, наоборот вперед.
Итак, актуальная площадь паруса изменилась. Что делать? Правильно, передвинуть шайбу шарнира немного назад. Ветер все усиливается, вы еще больше добиваете по мачте и все дальше двигаете шайбу назад… и вот наступает момент, когда доска перестает контролироваться. Более того, вы никак не можете идти остро. Все – шайбу до конца вперед.
Ошибка номер два: вы каждый день проверяете свое вооружение, уверены в нем. Но, не в передоз! Распустите все шкотики, внимательнейшим образом проверьте, если заметили потертости – замените. Проверьте мачту, шарнир, палец шанира, крепление шайбы, трапеционные лини тоже проверьте. Ножные петли на доске должны быть прочно привернуты, плавник прочно закреплен. Перед тем, как рваться на простор стихии сделайте два небольших галса, проверьте настройку и комплектность. Например, стартшкот должен быть. «Понты говяжьи» — типа я вчера научился делать мокрый старт и нынче смотрите все – я еду без стартшкота, это обычная залихватсткая тупость. В сложной ситуации стартшкот может помочь решить множество проблем: перекидка паруса на удобный для мокрого старта галс, связывание разобранной матчасти для спасения вплавь, бражирование к берегу на полуопущенном парусе. Более того, рекомендую взять с собой запасной шкотик метра полтора и повесть его на трапецию – может пригодиться. Что еще? Обеспечьте себе спасение, договоритесь с об этом заранее, узнайте про особенности фарватера и течений. Катайтесь в компании опытных райдеров и следите друг за другом.
Как кататься в передоз? Если чувствуете, что в парусе больше дури, чем вы в состоянии удержать: валите под ветер и закрывайте парус. (Кстати, это и кайтеров касается) Проекция паруса уменьшается, скорость по ветру ниже, чем поперек ветра – вы справитесь. Чувствуете, что напор упал – проводитесь. В передоз ветер даже в открытом океане рваный, порывистый. Между жгучими порывами возникают паузы, когда можно что-то сделать, поменять галс, стартовать и даже поднять парус за веревочку. Следите за погодной ситуацией и используйте в своих целях.
И вообще, все катание в передоз должно происходить выше на ветер от того места, с которого вы ушли в море. Контролируйте свои силы и ситуацию. При малейшем подозрении на проблемы, стремитесь на берег. Все мокрые старты делайте в сторону берега, повернув в сторону берега нос доски. Не старайтесь, во что бы то ни стало вырезаться в ту точку, откуда пришли, делая галсы в море. Не получается – идите просто на берег. Главное оказаться на суше.
И помните — лучше тысячу раз недокататься, чем один раз утонуть.
Подумайте еще раз: А оно вам надо?
Ваш Andy
Странный пассаж о том, что уваливание спасает в передоз ) Наоборот, в передоз легче идти в привод. И про шарнир, который зачем то надо подвинуть назад тоже непонятно. Ну сдвинул ты точку приложения мастфут прешер ближе к себе, ну разгрузил нос слегка, при навыках отработанных в нормальном положении шарнира, нос начнет задираться и доска будет рыскать вместо того чтобы плавно катиться.
Про настройку паруса вопросов нет, все правильно рассказал, кроме того, что надо отпускать по гику, там и так образуется пузик если просто сильнее набить по мачте.
уваливание в передоз к кайтерам вообще ни как не относится это точно. Они вообще по другому воспринимают ветер если сравнивать их с виндсерферами, для которых ветер — это линия и надо просто отслеживать угол своей доски к ветру. Ветер для кайтеров — это ветровое окно, в котором дует по-разному в центре и на краю.
если злой порыв пришел, когда ты на воде, то уваливание выручает. другое дело, что тяжко на это решиться. а на меленьких парусах надо их настраивать, что бы в увале был контроль. при злющем ветре, увалиться становится проблемой.
шарнир сдвигается потихоньку назад, так как ты выбиваешь парус и центр парусности смещается вперед. но, как ты правильно сказал, в какой-то момент это приводит к потере контроля и взлету носа доски на каждой кочке — тогда двигать вперед.
по поводу пуза на парусе — зависит от паруса, смотреть и настраивать и смотреть =)) и малоопытным я бы все же посоветовал поднимать гик, так им будет легче. а если разогнало волны, то и я скорее всего подниму гик.
у кайтеров процесс идет по другому, но если кайта много, то легче валить и выбрасываться на берег ниже. (мне проще: собрал кайтик и на лыжыках дошел куда надо =)
идея публикации в том, что пердоз — это другая жизнь и к этому надо готовиться. в жизни каждого, кто летает с ветром рано или поздно случится пердоз и в нем матчасть поведет себя не так, как привычно в обычный ветер.
в передоз на зимнем кайте вообще лучше не попадать )))
надо учить всех мерить ветер и подбирать правильно размер, не создавая для себя потенциально опасной ситуации
ведь на снегу для каталки на кайте надо меньше ветра чем на воде и передоз приведет к тому, что кайтер просто не сможет устоять на ногах, его будет постоянно стаскивать, а если ниже по ветру есть препятствия, то дело пахнет керосином ))
спасибо за интересный материал.
в передоз , больше 12м\с, выбитый по максимуму и по мачте и по гику парус начинает трещать по задней шкаторине так , что того и гляди порвется.
доктор, а это нормально?
ну, это не нормально. но, надо парус смотреть. нормальные, современные паруса при добивании по мачте дают крутку парусу и задняя шкаторина полностью расслабляется.