Warning: Use of undefined constant use_sorting - assumed 'use_sorting' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/htdocs/voplivetra/htdocs/wp-content/plugins/wp-table/wp-table.php on line 316
Persistency - Из книги «ПОДГОТОВКА ЯХТСМЕНА-ГОНЩИКА».

Из книги «ПОДГОТОВКА ЯХТСМЕНА-ГОНЩИКА».


Warning: Use of undefined constant videoembedder_options - assumed 'videoembedder_options' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/htdocs/voplivetra/htdocs/wp-content/plugins/video-embedder/video-embedder.php on line 306

Тренировка на воде является основным этапом в подготовке яхтсмена. Такая подготовка обобщает все предыдущие этапы работы, непосредственно подводя яхтсмена к соревнованиям.

Долгое время в парусном спорте существовал принцип: чем больше практики плаваний, тем выше спортивный потенциал яхтсмена. Качество тренировочного процесса оценивалось в основном по объему выполненной работы, причем этот объем определялся часами, проведенными яхтсменом на воде, количеством миль, пройденных им за тренировку, числом стартов в соревнованиях. К сожалению, такой учет не отражает всей полноты проводимого тренировочного занятия. К тому же увеличивать объем тренировочной работы нельзя бесконечно, поскольку существует естественный физический предел. Перспективным направлением повышения эффективности тренировочного процесса при работе на воде является, как и во многих других видах спорта, прежде всего дальнейшее увеличение его интенсивности.

Основным направлением в повышении интенсивности тренировочного процесса является увеличение двигательной активности яхтсмена, что достигается увеличением числа выполняемых им управленческих действий в единицу времени. Такой путь позволяет повысить активность яхтсмена даже в тренировках, проводимых в слабый ветер (оценивать интенсивность можно по частоте сердечных сокращений в единицу времени). Увеличение же числа повторений элементов, выполняемых за тренировку, позволяет также значительно ускорить процесс совершенствования навыков управления парусным судном.

Исходя из этого, необходимо, прежде всего, работать над совершенствованием отдельных элементов техники управления яхтой. Это, однако, не исключает необходимости проведения тренировочных гонок, включающих весь комплекс элементов управления от старта до финиша.

Остановимся на некоторых апробированных в тренерской практике и давших положительные результаты методах работы на воде, позволяющих совершенствовать гоночную подготовку яхтсмена.

Нет необходимости доказывать значение хорошего старта для успеха в гонке. Вопросам тактической борьбы за хорошее место на старте уделено достаточно большое место в парусной литературе. Остановимся лишь на некоторых приемах отработки стартовых ситуаций.

Качество старта определяется местом пересечения стартовой линии, временем ее пересечения, скоростью яхты в момент старта, галсом судна, его положением относительно других судов. Все это, в конечном счете, и обеспечивает позицию судна после взятия старта и как следствие — его место у первого поворотного знака. Работать над стартом надо начинать с отработки отдельных его элементов.

Специфика старта в парусном спорте, определяемая отсутствием четко обозначенной стартовой линии, требует развития у яхтсмена «чувства видения» этой линии. Исследования показывают, что с ростом спортивного мастерства в значительной мере улучшаются возможности яхтсменов правильно определять линию старта и свое положение относительно нее.

Практически у всех яхтсменов существует своеобразный защитный барьер при определении положения стартовой линии, поскольку определяют они ее расположение в большинстве случаев с запасом с целью исключить возможный фальстарт. Величина этого защитного барьера увеличивается по мере удаления судна от ограничительных концов стартовой линии и достигает максимума в середине линии. Это несложно установить следующим образом. Выставляется стартовая линия, и рулевому дается задание: находясь на яхте на своем обычном месте, поднятием руки обозначить тот момент, когда по его расчету судно пересекает стартовую линию. Ошибка оценивается по времени с момента поднятия руки до пересечения стартового створа. Эта ошибка возрастает, если старт берет не одна яхта, а также по мере удаления стартующей яхты от концов стартовой линии, достигая максимального значения при старте в середине. В этом убеждаемся, наблюдая за расположением судов на старте, когда стартует большой флот при большой линии старта. В такой ситуации яхты очень часто располагаются как бы по дуге с максимальным прогибом в середине линии старта.

Для совершенствования у яхтсмена «чувства видения» стартовой линии рекомендуется проводить специальные тренировки, в которых и отрабатывать точность выхода на стартовый створ. Для этого можно использовать следующее упражнение. Спортсмен, подходя к линии старта, поднятием руки обозначает момент пересечения этой линии. Тренер же с катера дает свисток в тот момент, когда яхта действительно достигла стартового створа, или называет время опоздания или опережения пересечения линии старта. Необходимо многократно повторять такое упражнение, стартуя то левым, то правым галсом. Для того чтобы приблизить условия тренировочного занятия к реальной ситуации гонок, постепенно вводятся различные помехи, например участие в старте других судов, которые должны мешать (естественно, в пределах, допускаемых правилами парусных соревнований) правильному выбору места старта. Задание отрабатывают в различных местах стартовой линии: у обоих ее концов и в промежуточных положениях, при различном направлении ветра по отношению к стартовой линии, т. е. при расположении стартовой линии с преимуществом и для правого, и для левого галсов, с перемещением от старта к старту створа стартовой линии, на короткой линии и на максимально протяженной.

Еще одно полезное упражнение — хождение по кромке стартовой линии от знака к знаку. В этом случае тренеру необходимо с катера корректировать положение яхты по отношению к стартовому створу.

Особо необходимо выделить работу по отработке старта на большой стартовой линии как наиболее сложного случая определения ее точного расположения. Для этого выставляют стартовую линию длиной до 600-800 м и дают задание точно пересечь стартовый створ в середине этой линии. Заметим, что ошибка в определении расположения такой линии старта достигает 10-15 сек. даже у яхтсменов высокой квалификации при взятии старта с ходу в средний ветер.

Не менее существенной проблемой является развитие способности яхтсмена определять время подачи стартового сигнала. Конечно, трудно найти рулевого, не использующего при взятии старта специальных часов или секундомера, однако яхтсмен зачастую не имеет достаточной возможности постоянно следить за ходом секундной стрелки, особенно в последние секунды перед стартом, когда необходимо верно учесть и положение соперников, и скорость их судов, и скорость своей яхты, определить точное положение стартовой линии. Поэтому спортсмену в последние секунды перед подачей стартового сигнала часто приходится полагаться, прежде всего, на свое «чувство времени». От того, насколько яхтсмен сможет точно «уловить» момент стартового сигнала и к этому времени так разогнать свое судно, чтобы в нужном месте и с максимальной стартовой скоростью пересечь стартовый створ, зависит успех старта.

Тренировать «чувство стартового времени» можно начинать на берегу. Для этого достаточно иметь простой секундомер. Спортсмен сам включает его и по заданию тренера без зрительного контроля за секундной стрелкой должен через определенное время выключить. Например, ставится задача: определить точность отсчета интервала в 30 сек. Ошибка определяется по времени опоздания или опережения зафиксированного времени от заданного. Постепенно тренер должен усложнять задачу: вводить помехи, отвлекая внимание спортсмена (например, задавая различные вопросы). Особый акцент в такой подготовке необходимо сделать на отработке точности определения небольших отрезков времени — 15, 10 и 5 сек., поскольку именно в этом интервале, остающемся до стартового сигнала, у спортсмена резко уменьшается возможность непосредственно следить за показаниями секундомера.

После того как спортсмен научится достаточно точно дифференцировать интервалы времени, подобную задачу необходимо поставить перед ним при тренировке на воде. Здесь можно предложить спортсмену отрабатывать взятие старта без секундомера, давая ему для ориентира определенные временные интервалы, остающиеся до сигнала «Старт». Величину этих интервалов рекомендуется постоянно изменять. Например, тренер говорит: «До старта 30 секунд!» Спортсмен, маневрируя у стартовой линии, отвечает: «Осталось 15 секунд, 10, 5… «Старт!» Тренер фиксирует отклонения оценок спортсмена от действительного времени.

Во время таких тренировок нужно постепенно усложнять возможность свободного взятия старта, максимально приближая обстановку к реальным стартовым ситуациям, возникающим во время соревнований.

Для того чтобы взять хороший старт, яхтсмен должен также уметь точно оценивать расстояния на воде, и прежде всего небольшие отрезки, т. е. обладать развитым «чувством расстояния». Совершенное восприятие времени и расстояния определяет такое чувство, как «чувство скорости» яхты, поскольку скорость есть путь, отнесенный ко времени его прохождения.

Важно научить яхтсмена определять расстояние до намеченного места старта с учетом времени, за которое оно может быть пройдено при различных погодных условиях. Для этого рекомендуется использовать следующее упражнение. Яхтсмен, проходя мимо буев, засекает время прохождения отрезков между ними. Расстояние берется от 5 до 50 м. Упражнение выполняют в различных погодных условиях. Спортсмен должен уметь без секундомера определять время, за которое он сможет пройти задаваемые ему отрезки дистанции.

Освоив это задание, переходят к следующему. Яхтсмен должен определить на глаз то расстояние, которое пройдет за время, заданное ему тренером. Интервалы выбирают в промежутке от 1 мин. до 10 сек. Упражнения выполняют как с ходу, так и при замедленной скорости судна, манипулируя для этого парусами.

При оценке качества того или иного старта (помимо выбора места на стартовой линии и времени ее пересечения) немаловажна и ситуация, возникающая на первых десятках метрах дистанции, поскольку кроме времени и пространства необходимо учитывать и положение стартующего относительно остальных конкурентов. Так как на старте яхты обычно сосредоточены очень плотно, то одним из решающих факторов хорошего старта является занятие лидирующего положения в группе стартующих.

Для отработки старта с учетом такой борьбы за лидерство на первых метрах дистанции полезно такое упражнение. На ветру стартовой линии в 40-50 м от нее устанавливают знак № 1. Перед спортсменом ставят задачу первым достичь наветренный знак. Усложнять упражнение можно, вводя дополнительные условия, допустим выйти первым на знак № 1, сделав для этого десять поворотов оверштаг. Особенно эффективно такое упражнение при тренировке, проходящей в слабый ветер. Оно помогает активизировать двигательную деятельность яхтсмена и в то же время повышает и общую интенсивность тренировки.

В реальных условиях гонок часто приходится сталкиваться с достаточно сильным течением, определяемым ветровыми условиями, приливно-отливными колебаниями уровня либо влиянием течения рек, впадающих вблизи акватории гонок. Значительно труднее стартовать на течении, идущем против направления ветра, т. е. по течению. Практика регат показывает, что в таком случае много стартующих судов оказывается за стартовой линией до момента подачи стартового сигнала, т. е. в положении фальстарта. Старт же против течения приводит к запаздыванию на стартовую линию, если спортсмен не делает поправок на его действие. Сама методика отработки точного старта на течении, в общем, не отличается от обычной работы над освоением старта, однако яхтсмен должен постоянно делать упреждения на действие течения с учетом его направления и скорости, быть более внимательным при расчете выхода на стартовую линию.

Здесь можно использовать уже описанное нами упражнение, усложнив его следующим образом. Известно, как важно правильно рассчитать при лавировке момент последнего поворота, чтобы точно выйти на знак № 1 и обогнуть его. Для отработки этого маневра необходимо выставить поворотный знак на расстоянии 100-200 м от стартовой линии. Дополнительно к заданию правильно стартовать спортсмены получают, и задание точно выйти на поворотный знак, сделав для этого всего лишь один поворот. Иными словами, они должны точно рассчитать место единственного поворота так, чтобы выйти на знак только за два галса. При этом необходимо учитывать и время достижения поворотного знака, чтобы исключить сознательное затягивание первого галса для выхода на знак «с запасом».

Как показала практика, такое упражнение оказывается достаточно сложным даже для спортсменов высокой квалификации. Для дальнейшего усложнения задания необходимо постоянно менять положение первого поворотного знака. Это же задание можно видоизменить, поставив перед спортсменами задачу выйти на знак за определенное число поворотов, например за пять поворотов, причем последний поворот должен быть выполнен с таким расчетом, чтобы выйти на знак правым галсом.

Повышению интенсивности тренировочной работы над стартом способствует сокращение интервалов между очередными попытками. Если позволяют метеорологические условия, время между очередными стартами сокращают до 1-3 мин. Режим минутного старта можно рекомендовать как динамичную разминку перед основной работой — отработкой различных стартовых элементов.

Необходимо отрабатывать и такой элемент старта, как преждевременное пересечение стартовой линии, проигрывая ситуацию фальстарта и выполняя действия, направленные на его скорейшее исправление. Для этого после сигнала «Старт открыт» тренер отзывает ту или иную яхту для повторного взятия старта. Причем это не обязательно должна быть яхта, в самом деле допустившая фальстарт. Задача яхтсмена состоит в том, чтобы быстро сориентироваться в возникшей обстановке и вернуться для повторного старта с наименьшими потерями во времени и в выгодном новом положении на стартовой линии. Можно отзывать для повторного старта две или три рядом идущие яхты, поставив перед ними задачу, выиграть повторный старт.

Для прочного закрепления необходимых навыков подобные тренировки целесообразно проводить в течение 2-3 час. Это достаточно монотонно и может отрицательно сказаться на освоении того или иного элемента старта. Эмоциональному подъему тренировки — а это достаточно важный фактор в повышении ее качества — содействуют упражнения, определяемые как задания по нападению и защите одного судна против другого или против группы судов: одна из яхт пытается стартовать, а другая (другие) получает задание помешать ей хорошо стартовать. Разумеется, что такая борьба должна вестись только в рамках, определенных правилами соревнований.

Снизить монотонность тренировки помогают и различные задания, заставляющие спортсменов работать с большей отдачей. В частности, можно устроить соревнование кто большее число раз первым придет на наветренный знак. Можно вести подсчет очков по финишу на этом знаке (по обычной таблице очков, принятой в парусных соревнованиях). При большом числе участников эту систему упрощают: за первое место давать 1 очко, за второе — 2, за третье — 3 и т. д., облегчая общий подсчет очков по сумме всех выполненных стартов. При отработке одного лишь старта можно вести оценку качества взятия старта по времени опоздания на стартовый створ, суммируя ошибки всех выполненных стартов. Победителем объявляется тот спортсмен, который имеет наименьшее время опоздания по сумме всех стартов.

Важным педагогическим аспектом является своевременная оценка тренером качества выполнения того или иного задания — ее необходимо доводить до спортсменов сразу же после выполнения упражнения.

Мы коснулись некоторых общих приемов, направленных на обучение яхтсмена взятию хорошего старта. Естественно, что таких приемов может быть значительно больше. При отработке стартов необходимо учитывать специфику класса, в котором проводится тренировочная работа. Известно, например, что легкие суда типа «Финн» и «470» могут быстро набирать стартовую скорость, а поэтому для них бывает важнее занять хорошую стартовую позицию и уметь простоять в ней до подачи стартового сигнала. Более тяжелым яхтам, например «Солингам», важно взять старт с хорошим ходом. В классе «Торнадо» необходимо рассчитать старт таким образом, чтобы не было лишних поворотов, требующих значительного времени.

Мы уже говорили, что одной из важнейших задач повышения эффективности тренировки является увеличение интенсивности работы. В парусном спорте интенсивность двигательной деятельности яхтсмена находится в прямой зависимости от скорости ветра, при котором проводится тренировка: чем выше скорость ветра, тем выше физическая нагрузка на организм спортсмена. Однако использование только такого приема для повышения интенсивности учебно-тренировочного процесса связано с определенными трудностями при планировании той или иной степени нагруженности яхтсмена. Перспективным в этом плане представляется искусственное увеличение двигательной деятельности яхтсмена. Это может быть достигнуто увеличением числа элементов управления судном, выполняемых в единицу времени, или числа выполненных поворотов и т. п. Возьмем пример. Во время гонки практически только один раз встречается ситуация, когда приходится выполнять поворот фордевинд с переброской спинакера, — только при огибании знака № 2. Для отработки этого элемента можно, перемещая тренерский катер, заставлять спортсменов, каждый раз выполнять попорот фордевинд при его остановке через каждые 50-60 м, чтобы курс движения судов постоянно менялся на 90°. Таким образом, за короткое время можно добиться многократного выполнения этого элемента.

Варьирование числа повторений различных элементов техники управления позволяет регулировать интенсивность нагрузки даже в том случае, когда тренировка проходит при слабом ветре.

Существенный тренировочный эффект может быть достигнут и с помощью специальных приемов, например использование значительно укороченной дистанции, которая по схеме прохождения копирует обычную гоночную трассу, но значительно меньше ее. Это заставляет яхтсмена работать более напряженно, сокращая мало напряженные фазы управления судном. Многократное повторение таких мини-гонок позволяет за одну тренировку довести число выполняемых спортсменом элементов до сотни и более. К тому же можно параллельно решать и важные задачи тактической и психологической подготовки.

Другим приемом повышения интенсивности тренировки является использование так называемой слаломной дорожки. Такая дорожка, состоящая из 8-10 буйков, располагается на одной линии по направлению ветра. Расстояния между буйками в зависимости от поставленной задачи, выполняемого упражнения и класса судов могут варьироваться от нескольких до десятков метров. Двигаясь против ветра, яхтсмен совершенствует выполнение поворотов оверштаг, огибая поочередно все буйки, а двигаясь по ветру — выполнение поворотов фордевинд. Отметим, что интенсивность такой работы достаточно высока даже в слабый ветер.

Дополнительный эффект при выполнении подобного упражнения дает и введение элемента соревнования. С этой целью спортсмену предлагается выполнять упражнение на время, для чего заставляют его каждый раз проходить дистанцию за более короткое время, чем в предыдущей попытке. Если тренируются несколько спортсменов, то между ними можно устроить соревнование. Можно также устроить гонку двух экипажей с гандикапом, когда после старта первого экипажа дается старт второму экипажу, перед которым ставится задача догнать первый, вышедший ранее. Интервал между двумя стартами выбирают с учетом погодных условий, длины слаломной дорожки и мастерства тренирующихся гонщиков.

Достаточно эмоционально и проведение гонок на двух таких параллельно расположенных дорожках. Старт дается одновременно двум экипажам — они должны пройти параллельными курсами каждый по своей дорожке вниз и вверх определенное число раз. Тот, кто раньше придет на финиш, объявляется победителем.

Подобную слаломную дорожку можно расположить и перпендикулярно к направлению ветра. В этом случае при прохождении ее отрабатывают технику синхронной работы парусами и рулем при уваливании и проведении судна. При выполнении подобных упражнений также совершенствуется техника огибания ограничительных знаков дистанции.

В качестве аналогичного упражнения можно рекомендовать и непрерывное огибание движущегося по течению или по ветру знака. Яхтсмен получает задание огибать восьмеркой два знака: один — неподвижный, а другой — медленно дрейфующий. Такое упражнение позволяет моделировать огибание знака дистанции на течении, т. е. в условиях, которые часто встречаются в соревнованиях Практика таких гонок показывает, что при слабом ветре и значительном течении далеко не все яхтсмены могут с первого захода правильно пройти поворотный знак.

Эффективным тренировочном средством является и такой прием, как совместная тренировочная работа нескольких экипажей в непосредственной близости друг от друга с плотной опекой соперников, так называемый парусный прессинг. В соревнованиях это встречается при взятии старта и после стартовой позиции, когда перед яхтсменом стоит задача занять лидирующее положение в группе. Подобную задачу приходится решать и при борьбе за выгодное положение у ограничительных знаков дистанции, при обгоне противника или же, наоборот, при защите от обгоняющего. При равных скоростных возможностях конкурирующих судов и близком уровне подготовки яхтсменов выигрыш таких ситуаций становится решающим фактором победы в гонке. Такие упражнения выполняют в парах или одно судно борется против двух-трех соперников. Защищающемуся дается задание удерживать свое лидирующее положение, а нападающих — опередить лидирующего.

Целесообразно упражнения отрабатывать в стартовой личных, при огибании знаков дистанции, причем отдельно для знаков № 1, 2, 3, при обгоне и в лавировку и на полных курсах. Такая тренировка воспринимается спортсменами как игра со сменой заданий экипажам: вначале один из экипажей защищается, а другой — нападает, затем функции их меняются.

Мы уже говорили, что для совершенствования различных качеств яхтсмена можно использовать специальные тренажеры. Однако для их закрепления и дальнейшего развития необходимо подбирать и специальные упражнения на воде. Например, для совершенствования такого качества, как «чувство руля», в тренировке на воде можно использовать следующие упражнения. Устанавливают контрольный знак на определенном расстоянии. Рулевой получает задание точно выйти на этот знак, при лом, управляя рулем правой рукой, он должен смотреть только на правый борт своего судна, а управляя левой рукой — смотреть только на левый борт. Иначе говоря, спортсмен должен вести судно по давлению румпеля на управляющую руку и по видимому горизонту правого или левого борта. Временами правильность курса проверяется взглядом на установленный контрольный знак. После того как упражнение достаточно освоено, задание усложняют: спортсмен управляет судном, повернув голову назад. Затем ему дают задание смотреть только внутрь кокпита. Если и эти задания хорошо усвоены можно предложить спортсмену выполнить упражнение при полном выключении зрения.

Упражнения необходимо выполнять при управлении судном на разных курсах — от лавировочных до фордевинда, в различных погодных условиях, что в конечном счете и позволяет вырабатывать у яхтсмена умение вести судно, удерживать его на курсе, когда внимание отвлекается другими объектами, лежащими вне курса. Качество выполнения таких упражнений оценивают по величине отклонения судна от намеченной цели, т. е. от контрольного знака.

Необходимо отметить, что при подобных тренировках значительный эффект в работе над совершенствованием элементов техники управления дает применение видеомагнитофона. Спортсмен имеет возможность со стороны посмотреть на свою работу, тренер — обратить его внимание на допущенные ошибки.

Еще раз подчеркнем — приведенные упражнения не являются раз и навсегда определенным комплексом. Необходимо постоянно пополнять арсенал приемов. Например, в настоящее время в парусном спорте практически не используется метод повышения нагрузок с помощью дополнительных утяжелений, надеваемых на яхтсмена. Однако это важно, поскольку в гонках, проходящих в сильный и холодный ветер, яхтсмены обычно надевают на себя достаточно много одежды, которая, намокая, значительно сковывает и осложняет их действия. Для подготовки к участию в гонке в таких условиях, а также для повышения интенсивности тренировки в слабый ветер можно использовать различные утяжеления, надеваемые на спортсмена, естественно, не забывая о разумном пределе в целях обеспечения необходимых мер безопасности.

Эксперименты и исследования, о которых мы говорили, показали, что победа в парусных гонках очень часто зависит от подготовленности самого яхтсмена. Улучшая функциональные, физиологические, физические, психические качества яхтсмена, мы неизбежно повышаем качество управления парусным судном, увеличиваем его скорость. И все это ведет яхтсмена к достижению победы в гонках.

 

Опубликовать комментарий

Вы должны быть Авторизованы для комментирования.

Перейти к верхней панели